К 95-летию со дня рождения выдающегося художника, мастера декоративно-прикладного искусства Владимира Александровича Мошненкова

Владимир Мошненков родился 29 марта 1928 года на ст. Улу-Тюляк, Башкирской АССР в семье служащего.

В 1945 году окончил Белебеевскую среднюю школу № 1.

С 1948 г. по 1953г. служба на Камчатке, на боевых кораблях Тихоокеанского флота.

В 1962 году окончил заочный народный университет искусств им. Н.К.Крупской, факультет рисунка и живописи.
В 1964 году после переезда на постоянное место жительство в г.Одессу, три года посещал Одесское художественное училище им. Г.М.Грекова, вечернее отделение скульптуры. До 1974 года проработал на Одесской киностудии художественных фильмов художником-макетчиком и ассистентом художника в цехе комбинированных съёмок. Участвовал в работе по созданию фильмов: Верность; Эскадра уходит на запад; Один шанс из тысячи; Дубравка; Одиночество; День ангела; Одесса остается Одессой и др.

С 1974г. по 1982г. работал в Одесском черноморском пароходстве художником-оформителем, затем до выхода на пенсию в Одесском художественном фонде УССР.

В пожилом возрасте жил в городе Белебей, занимался творчеством, участвовал в городских выставках, был членом народного клуба самодеятельных художников «Родник».

Ушел из жизни 6 июня 2019 года в возрасте 91 года в г.Белебее.

Рубрика "Художники-педагоги г. Белебея"

Георгий Николаевич Соловов

Георгий Николаевич Соловов — первый руководитель клуба самодеятельных художников «Родник», художник, педагог, участник городских, республиканских и всесоюзных выставок самодеятельных художников, Заслуженный работник культуры БАССР.

Идея создания клуба самодеятельных художников «Родник» г.Белебея принадлежит удивительному человеку, талантливому самородку Георгию Николаевичу Соловову. Вся его жизнь посвящена служению малой родине, в каждой работе – душевная память о людях, а в каждом начинании – забота о них. Георгий Николаевич — человек дела, пример для всех нас.

Талант Георгия Соловова начинал зарождаться еще в детстве. Сутками готов был проводить время маленький Георгий в столярной мастерской, глядя на работу друга его отца Ивана Васильевича Ведехина, который, как по волшебству, превращал грубо отесанные чурбаны в резные изделия деревянного зодчества. Зачарованный сказочным зрелищем, мальчик решил: «буду краснодеревщиком». С зубилом и стамеской в кармане окончил Георгий Николаевич ремесленное училище и после службы в армии обосновался в Белебее, где полностью раскрыл свое самобытное дарование. Специальностей и должностей было много, а призвание одно – в творчестве созидать мир. Мастер-краснодеревщик оставил памятный след добрых дел для Белебеевского района и, не останавливаясь на достигнутом, видит новые горизонты.

В далеком 1976 году Георгию Николаевичу пришла идея о создании в Белебее клуба самодеятельных художников «Родник». Подобных объединений в Республике Башкортостан еще не существовало. Георгию Соловову удалось сплотить людей разных профессий и возрастов, стремящихся сохранить богатое наследие нескольких поколений самобытных художников. Вдохновленные идеей, они становились лауреатами и дипломантами престижных региональных и всероссийских выставок, фестивалей народного творчества. Неисчерпаемый энтузиазм, заряженный энергетикой родного края, уверенно вел к успеху. Ничего не стоило Георгию Николаевичу погрузить работы в небольшой «Москвич» и «покатить» на следующую выставку. «Самодеятельные художники – Родине!», «Белебею 200 лет», «Мой город»… Сколько было выставок и не перечесть! Благодаря Георгию Николаевичу о самородках земли Белебеевской узнали в Уфе и Москве, в Чехословакии и Германии.

Работая на Белебеевской мебельной фабрике, с 1977 года мастер Соловов начал реализовывать свою давнюю задумку — инкрустации по дереву мебели. В те времена нигде в Башкирии этим никто не занимался. Техника, в которой выполнены его работы, называется маркетри, в переводе с французского языка значит «мозаика». В своих работах мастер использует шпон толщиной не более 3 мм, разнообразный по цвету и фактуре. Из него затем и создаются мозаичные картины необычайной красоты, которыми декорируется мебель, стены, полы, потолки.

Возможность экономить ценную древесину и использовать в дело отходы шпона была предложена Георгием Николаевичем и реализована при отделке Дома техники г.Белебея (сейчас –Центральный Дворец культуры). В результате мастер изобрел новое изделие, названное паркелитом и впоследствии запущенное в производство деревообрабатывающих фабрик России. В 1990 году Соловов Г.Н. запустил на фабрике «Башмебельбыт» цех по производству высокохудожественной мебели с использованием станков ЧПУ, что дало возможность для родного предприятия освоения новых перспектив развития.

Последние годы трудовой деятельности главной задачей для Георгия Соловова стало развитие детско-юношеского творчества. Он преподавал резьбу по дереву подрастающему поколению. Вместе с юными учениками помогал восстанавливать интерьеры

В настоящее время Георгий Николаевич проживает в городе Белебей.

Николай Данилович Кубышко

Николай Данилович Кубышко — художник-педагог, поэт, основатель и первый директор детской художественной школы г.Белебея, был иллюстратором городских и районных газет, являлся членом клуба самодеятельных художников «Родник» г.Белебея, Заслуженный работник культуры РБ.

Работы Николая Кубышко украшают залы Белебеевского историко-краеведческого музея, десятков организаций и учреждений района, республики, хранятся в частных коллекциях по всей стране.

В художественной галерее продолжает работу выставка, посвященная педагогам-художникам, участникам народного коллектива – клуб самодеятельных художников «Родник» города Белебея.

Республиканская музейная интернет-акция «Халҡым теле - миңә хаҡлыҡ теле…» - «Язык моего народа - для меня язык истины...», Рами Гарипов

Башҡорттарҙың халыҡ кәсептәре (Народные промыслы башкир.
От прошлого к настоящему)

Башҡорттарҙа йорт кәсептәре һәм кәсептәре һиҙелерлек үҫеш алған. Ағас, күн, йөн эшкәртеү, туҡымалар, кейем-һалым, аяҡ кейеме, кейеҙ әҙерләү етештереүселәрҙең үҙҙәрен ҡулланыу өсөн хеҙмәт иткән хужалыҡта мөһим өҫтәмә булып тора.

Ағасҡа биҙәк махсус тәбиғи материалдан – йүкәнән яһала. Башҡорт оҫталарының традицияларын дауам итеп, рәссамдар ағас буйлап ҡумта, футляр, һауыт-һаба, мебель һәм башҡа бик күп нәмәләрҙе биҙәй.

Лаклы рәсем шкатулкалар, панно, тәрилкәләр биҙәүҙә ҡулланыла. Ҡулланылған сюжеттар нигеҙенә башҡорт халҡының риүәйәттәре, әкиәттәре һәм милли традициялары һалынған. Рәссамдар нескә алтынһыу орнаментты нәфис-үтә күренмәле бәйләүес менән ысын шедеврҙар ижад итә.

«Батик» — туҡымаға һүрәт төшөрөү техникаһы. Батик өсөн шифон, ебәк, крепдешин, атлас ҡулланыла.

Сағыу, күп төрлө сигеү – тамбур, гладь, селтәрле ришелье – ашъяулыҡ һәм етен изделиеларында ҡулланыла: ашъяулыҡ, салфетка, таҫтамал, түшәк кәрәк-ярағы.

Билдәле һәм боронғо оҫталыҡ – ҡулдан туҡыу. Туҡыусылыҡ – бик ҡатмарлы һәм күп көс талап иткән процесс, һөҙөмтәлә оҙайлы һәм ҡиммәтле изделиелар килеп сыға. Келәмдәр эшләү өсөн кизе-мамыҡ, йөн һәм ярым йөнрятәр ҡулланыла. Башҡорт оҫталары ата-бабаларының йылылығы, ихласлығы һәм тәрән традициялары менән һуғарылған әйберҙәр: келәмдәр, йорт туҡымалары, мендәрҙәр һ.б. эшләй.

Александр Тихонов
«Кураисты» («Ҡурайсылар»)
Резьба по дереву

Александр Тихонов
«Лук, стрела» («Йәйә һәм уҡ»)
Резьба по дереву

Эльвира Хакимуллина
«Материнство» («Әсәлек»)
Батик

Александр Параев
«Домбра башкирская» («Дубмбыра»)

Альберт Хабибуллин
«Птичья нога» («Ҡош аяғы»)
Авторская техника

Зульфия Мадаминова
«Родной дом» («Тыуған йорт «)
Папье-маше